Ваш груз — Наш груз — Ваш груз ©

Блог Shark Intermodal Systems

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для роста предпринимательства. Соответствующая задача стоит и перед таможенной службой Владивостока. На данный момент таможня Владивостока ведет диалог с бизнесом по вопросам использования процедуры свободной таможенной зоны, порядка перемещения товаров и транспортных средств, а также особенностей обустройства и оснащения участков резидентов. Вместе с применением электронного документооборота и предварительного декларирования это должно существенно ускорить процесс таможенного оформления и сократить время прохождения товаров через госграницу.

Однако все позитивные движения не компенсируют тех недостатков в организации работы таможенной службы, от которых страдают не только сами владивостокские таможенники, но и большинство участников ВЭД.

Алексей Долматов, руководитель отдела логистики компании «ВР Логистик»

Владивостокская таможня – крупнейшая в составе Дальневосточного таможенного управления. На текущем этапе в ее деятельности имеются заметные движения в сторону создания прогрессивной таможни, отвечающей требованиям бизнеса:

  • переход на полностью электронное таможенное оформление;
  • электронный документооборот внутри таможни, на таможенных постах и между ними; – внедрение технологии автоматического выпуска (уже применяется для беспошлинного экспорта и готовится к применению в других таможенных процедурах);
  • оперативные отделы, оформляющие суда и транзит, переведены на работу в круглосуточном режиме;
  • проводится консолидация офор-мления в едином центре электронного декларирования (таможенным оформлением деклараций на товары будет заниматься один таможенный пост – Владивостокский ЦЭД, для него будет выделено отдельное здание, находящееся в непосредственной близости от порта).

Однако все позитивные движения зачастую не компенсируют тех недостатков, от которых страдает не только сама Владивостокская таможня, но, думаю, и большинство участников ВЭД. Посмотрим на основные проблемы.

Трактовка законодательства 

Первое, на что обращаешь внимание, – применение законодательства таможенными инспекторами не является единообразным. Действительно, очень многое зависит от конкретного инспектора, от его субъективного мнения по конкретной проблемной ситуации.

Один инспектор может изучить проблему, найти пути ее решения, даже предложить участнику ВЭД варианты выхода из ситуации. А другой инспектор в силу, может быть, лени, может быть, отсутствия знаний и опыта, а чаще всего просто из-за большой загруженности возьмет и запросит кучу документов, выставит какое-нибудь неадекватное обеспечение, создав тем самым множество проблем участнику ВЭД. Хотя вопрос можно было бы решить парой консультационных звонков коллегам или запросом одного документа.

Неравномерная нагрузка на сотрудников

На качество работы отделов таможни, и в частности отделов оформления деклараций на грузы, сильно влияет неравномерная и большая нагрузка на оперативных сотрудников. Так, один старший смены грузового отдела должен оформлять на приход все суда, он же ставит отметки на коносаментах, он же отмечает погрузпоручения – но чисто физически он не может всего этого делать одновременно.

Появляются очереди, долгие ожидания, а иногда приходится ждать инспектора, когда будет снова его смена, чтобы поставить необходимую печать на документе. У инспектора отдела оформления может быть в работе до 70 деклараций, что не является адекватной нагрузкой.

При этом в отделе с большим штатом сотрудников основная нагрузка обычно ложится на несколько человек. В итоге из-за большой загруженности инспекторов страдают сроки совершения ими необходимых операций. Таможенная декларация, которую можно выпустить за десять минут, в результате будет находиться в работе минимум два дня.

Технические сбои системы ЭД-2

Нередки случаи технических неисправностей системы ЭД-2. Если происходит проблема с электронным обменом участников ВЭД с таможней, то никаких резервных способов совершать таможенные процедуры не предусмотрено.

Недавний сбой в Московской таможне, произошедший 4 июля и продолжавшийся несколько дней, «заморозил» все выпуски таможенных деклараций. У участников ВЭД существенно выросли расходы, в частности за хранение, которые никто им не компенсирует, а также «сгорели» все сроки.

Подобные технические сбои, к сожалению, нередки и во Владивостокской таможне. Какого-либо механизма, предусматривающего компенсацию или снижение расходов, возникших по причинам технических проблем у таможни, попросту не существует. Участник ВЭД, по сути, остается один на один с проблемой, которую ему создала таможня.

Дополнительное подтверждение стоимости товара

В случае, если цена товара будет ниже контрольных значений таможни, перечень документов, необходимый для подтверждения таможенной стоимости, действительно, требуют большой. На его сбор уходит много времени. А сама проверка документов практически в 99% случаев проводится в максимально разрешенные для таможни 30 дней со дня предоставления документов, хотя могла бы быть произведена за 1-2 дня с даты предоставления документов.

Все опять же упирается в большую нагрузку на инспекторов, которые не имеют возможности более быстро делать свою работу, а также в «политику партии», которая подразумевает максимальный срок для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, обратно участнику ВЭД.

Контрольные показатели ФТС

Владивостокская таможня, как и большинство других, к сожалению, во главу угла ставит выполнение своих контрольных показателей, установленных ФТС. Усидят ли руководители разных уровней на своих местах, зависит от того, будут ли показатели выполнены.

План – это хорошо, когда в меру. Однако, когда план не выполняется, начинаются поиски мест, где и на чем его можно сделать. Так, абсолютно белые и прозрачные поставки или многократно перемещавшийся однотипный груз может попасть на какой-нибудь самостоятельно назначенный таможней в рамках СУР досмотр или осмотр, иногда и с представителями РТУ, где весь товар будет «вывернут» в поисках хоть какого-нибудь нарушения. Все это влечет дополнительные расходы и задержку сроков прохождения товаров.

Неотлаженная процедура таможенного досмотра 

В зоне ответственности Владивостокской таможни – торговый и рыбный порты. У таможни с ними очень плохо налажена работа в сфере проведения фактического контроля. Таможенный досмотр простейшей партии товара может затянуться на 7-9 или на максимальные 10 дней оформления таможенной декларации, из которых сам досмотр будет проведен за один день, а остальное время – это ожидание очереди на досмотровую площадку и/или ожидание, когда порт выставит контейнер, и/или ожидание свободного таможенного досмотрового инспектора.

Такое часто возникает, когда в портах скапливается количество контейнеров чуть большее, чем обычно. Отдельная история с МИДК (мобильный рентген контейнеров). Выпускаемая за 10 минут декларация может провисеть в оформлении 7-8 дней только из-за того, что контейнер отправлен на осмотр с МИДК и его долго не могут провести – то машина уехала на другой склад, то склад не выставляет контейнер из-за завала грузов. И это при том, что осмотр с МИДК не продлевает сроков выпуска таможенной декларации.

В общем, проблем на таможне достаточно много, и на их решение требуется, очевидно, не только время и средства, но и профессионализм и желание больших таможенных руководителей отладить процессы оформления и контроля товаров на таможенных постах. Возможно, консолидация таможенного оформления в едином Владивостокском ЦЭДе станет одним из первых этапов по совершенствованию и повышению эффективности таможни в свободном порту Владивосток.